empty basket
Ваша корзина пуста
Выберите в каталоге интересующий товар
и нажмите кнопку «В корзину».
Перейти в каталог
empty delayed
Отложенных товаров нет
Выберите в каталоге интересующий товар
и нажмите кнопку
Перейти в каталог
Заказать звонок
г. Москва, ул. Бойцовая, д.2/30
пн-пт: с 10:00 до 20:00
сб-вс: выходной
Заказать звонок
Войти

Тест напольной акустики Bowers & Wilkins 800 D3: эталон для споров

20 сен 2019
Звук
Усилители
Обзор
Акустика английской компании Bowers & Wilkins всегда вызывает пристальное внимание аудиофильской аудитории — компания успешно делает колонки многие десятилетия, и многие ее модели становились хитами на рынке. Предмет нашего тестирования в этот раз — самая старшая акустика в каталоге производителя.
Тест напольной акустики Bowers & Wilkins 800 D3: эталон для споров

Акустика английской компании Bowers & Wilkins всегда вызывает пристальное внимание аудиофильской аудитории — компания успешно делает колонки многие десятилетия, и многие ее модели становились хитами на рынке. Предмет нашего тестирования в этот раз — самая старшая акустика в каталоге производителя. Посмотрим, какой же звук предлагает сейчас компания в качестве своего эталона.




Самостоятельность и самобытность

Восьмисотая серия существует уже давно и пережила выпуск нескольких сменявших друг друга линеек. В одних случаях изменения были умеренно заметны, в других — значительны. В последней же линейке D3 переделали практически все. От предыдущей версии не осталось ни корпуса, ни динамиков — за исключением алмазного купола твитера.

Сохранились разве что некоторые конструктивные приемы и совершенно узнаваемый дизайн, продиктованный однако, как и прежде, не прихотью дизайнера, а именно техническими подходами. Разрабатывался и воплощался проект новой старшей линейки около восьми лет.

Bowers & Wilkins 800 D3 в тестовой системе. Рядом модель помладше — 802 D3


Bowers & Wilkins — один из крупнейших производителей акустических систем, и имеет богатое прошлое. Собственно говоря, старшая акустика 800 D3, выпущенная три года назад, и стала своего рода юбилейной моделью к 50-летию компании. В плане же разработок, нужно понимать, что такая большая компания может позволить себе серьезный штат разработчиков и приличные вложения в исследования и эксперименты.

По этой части у Bowers & Wilkins все очень хорошо: средств на разработки здесь не жалеют, ресурсы есть, а соответственно, есть возможность самостоятельно разработать акустику и выпустить ее, используя собственные компоненты, а не покупные от сторонних производителей. О получившемся звуке это само по себе не говорит, но вот о технической самостоятельности и самобытности — безусловно.

Среднечастотник и твитер, установленные в отдельных алюминиевых корпусах


Первое, что обращает на себя внимание в конструкции этой акустики — она очень сложная. Самостоятельно разбирать колонку смысла нет никакого: производитель не делает из внутренностей секрета, и найти информацию, фото и видео — не проблема. Оно и понятно: повторить это будет крайне проблематично и потребуются очень серьезные вложения, а частичными заимствованиями Bowers & Wilkins явно не напугать.

В новой линейке у алмазного твитера другой, не съемный (без специального инструмента) защитный колпачок

Основание у акустики литое, алюминиевое, с матовой черной отделкой вне зависимости от цвета корпуса. Сложная каплеобразная форма здесь соотносится со всей формой акустики, точнее — с формой ее низкочастотной секции. Нужно отметить два важных конструктивных элемента основания.

Во-первых, это опоры. Из коробки акустика выкатывается на колесах-роликах, но стоять на них ей не положено. Можно, но не нужно. Колесики нужны только для удобного и точного позиционирования в помещении. Дальше же нужно, пользуясь инструментами из комплекта, выкрутить вниз из основания штатные регулируемые шипы, пододвинуть под них штатные же проставки и «поднять» акустику на шипах. В итоге, колеса будут видны, только если лечь на пол.

Низкочастотная секция акустики — два динамика по 10 дюймов

Вторая важная особенность основания — то, что на него сверху вниз выведен порт фазоинвертора. Для Bowers & Wilkins это уже знакомое решение, да и в целом — с некоторых пор оно набирает популярность. С пользовательской же точки зрения нам это упрощает расстановку акустики и избавляет от потенциальных проблем — как в случае, если фазоинвертор выведен на заднюю стенку.

В руководстве пользователя сказано, что дистанция от задней и боковых стен для этой модели желательна не менее 50 см, что, учитывая размеры акустики и потенциально разумное для ее размеров помещение, выглядит вполне прилично, и с расстановкой больших проблем возникнуть не должно.

Корпус низкочастотной секции изготовлен из фанеры и имеет сложную конструкцию. Внутреннюю раму выклеивают из фанерных деталей, внешнюю каплевидную оболочку склеивают из нескольких слоев древесных спилов и выгибают непосредственно при производстве. То есть вся передняя и боковые стороны басового кабинета — это одна единственная клеено-гнутая и после обработанная деталь.

Задняя же панель относительно небольшой площади полностью закрыта рифленой алюминиевой пластиной. Кстати, на внутреннюю часть этой пластины «переехали» платы фильтра, ранее располагавшиеся в основании. «Трубы», в которые на передней панели вставляются низкочастотные динамики, а также часть внутренней армирующей конструкции крепления изготовлены из алюминия.

Сами басовые динамики крупные — в каждой колонке использованы по паре 10-дюймовых низкочастотников. Динамики свои собственные, не заказные. В описании и характеристиках производитель указывает на новый, разработанный для этой линейки материал, названный Aerofoil. Если посмотреть на диффузор в разрезе, то видно, что это некая легкая полимерная пена, армированная с двух сторон тонким тканым материалом, скорее всего — разновидностью углеволокна. Конструкция легкая и жесткая. Правда, похожие на резину подвесы диффузоров на ощупь не очень-то и мягкие.

6-дюймовый среднечастотник традиционно для этой линейки акустики помещен в отдельный объем — выточенную из алюминия и покрытую лаком так называемую «Turbine Head». Внутри камера округлой формы и полностью симметрична — все крепления для сборки корпуса на внутренний объем никак не влияют, а сам среднечастотник зафиксирован при помощи длинной штанги, проходящей от центра магнита к задней поверхности внутренней камеры. То есть по краям динамика никаких винтовых креплений вообще нет — только круглая кромка и резиновый уплотнитель.

Aerofoil, из которого сделаны диффузоры низкочастотников у новой 800-й серии

Кроме того, из необычного в конструкции можно упомянуть диффузор и подвес. Материал диффузора — запатентованный Continuum, некий плетеный и проклеенный материал с необычным поведением. Диффузор тонкий, фактически просвечиваемый. Материал легкий и мягкий на ощупь, а если рассматривать отдельный динамик — диффузор легко прогибается и совершенно не теряет форму.

Но только в поршневом режиме движения диффузор оказывается неожиданно жестким, хотя и легкоподвижным. Вероятно, такой эффект дает структура и направленность волокон. Увидеть подвес динамика сложно — он закрыт круговой вспененной вставкой. Даже непонятно, есть ли там подвес, или вся конструкция изготовлена только из одного материала. Центральный колпачок, закрывающий отверстие в диффузоре, изготовлен из мягкого вспененного материала.

Твитер тоже по традиции помещен в отдельный объем — сверху к «Турбинной голове» крепится вытянутый алюминиевый корпус твитера. Крепление корпуса — не жесткое, наоборот, здесь применено дополнительное демпфирование. Алмазный купол твитера — это практически единственное, что акустика унаследовала от прошлой модели. Но и здесь есть изменения. Например, попрочнее стала защитная сетка твитера, и теперь ее нельзя снять без специального инструмента, что, учитывая прежний опыт и хрупкость алмазного купола, стало весьма логичным решением.

Среднечастотник у 800-й серии существенно переработан по сравнению с предыдущей линейкой

Грили басовиков и среднечастотника — раздельные, с магнитным креплением. Коммутацию акустика допускает (и даже скорее предполагает) двумя парами кабелей, и здесь вполне возможен и вероятен биампинг, потому как о требовательности старших моделей Bowers & Wilkins к мощности и токовой отдаче усилителей известно уже всем и каждому.

Строгий и большой звук

Акустика на тест досталась не только что из коробки — она успела поработать достаточно долго, чтобы полностью прийти в чувства. Тестовая система с цифровым источником Esoteric и усилением PS Audio в виде предусилителя BHK Signature Preamplifier и моноблоков BHK Signature 300 Mono — вполне подходящий вариант для прослушивания. Запаса по усилению здесь точно хватит, а источник на мой слух и вкус вполне подойдет для того, чтобы получить желаемое разрешение.

В целом, я учитываю «роковую» репутацию акустики этого производителя, но в очередной раз слушать, как на ней звучат Pink Floyd или AC/DC, мне не кажется хорошей идеей. Намного интереснее протестировать акустику на разном материале, чтобы выяснить, что она может предложить разным слушателям.

Крепление у среднечастотника сквозное — за счет притягивания всей конструкции динамика к корпусу центральной осью, а не при помощи винтов по краям корзины. Этих винтов в конструкции нет вовсе

Первым поставил диск The Bill Crow Quartet «Jazz Anecdotes». Стилистика записи Venus Records отчетливо слышна и узнаваема, но при этом звучание скорее мониторное, чистое и скоростное, без смягченности, теплоты и некоторой раздутости, периодически свойственной дискам этого лейбла. Повторюсь, характер слышен, но его ровно столько, что он не мешает и не привлекает к себе слишком много внимания. Лично мне слушать так музыку приятнее — можно сосредоточиться именно на ней, а не на звуковом почерке.

Звук получился достаточно строгим и стройным. К тому же, большим по масштабу и с хорошим контролем по басу. Однако некоторой нагловато-нахрапистой подачи во всем этом я не заметил. Некой эстетики и изящества в характере стало больше, но не в ущерб стройности. Но ведь разницу между уверенностью и нахальностью в подаче и объяснять не надо — вполне очевидно, чем одно отличается от другого.

Алюминиевый корпус твитера

Заметна и другая специфика. Например, можно слушать на совсем небольшой громкости, но вот шептать с придыханием и упиваться послезвучиями акустика не хочет — будто это противоречит ее природе. И приоритеты здесь расставлены вполне однозначно. По динамике вообще все очень хорошо — по крайней мере на этой записи (а это не самый сложный в данном контексте материал) проблем не возникло никаких.

Подход же к детальности, опять же, можно назвать несколько мониторным: до определенного предела все неплохо слышно и читается, но выслушивать воздух студий — не на этой системе. Здесь в приоритете основные звуки, инструменты и техника игры — вот это все слышно хорошо и подробно. И какой-либо вычурности, окраски не ощущается. Звучание совершенно точно не теплое, ближе к прохладному. Но холодной колючести тоже не заметно. Скорее, все сдержанно-уравновешенное, без излишних особенностей.

По частотам слышно, что система играет и глубоко по басу, и не имеет недостатков по верхам. Лично на мой вкус, сшивка характеров твитера и среднечастотника (да и басовой секции со всем остальным) здесь намного лучше, чем у предыдущего поколения. А у баса не ощущается раздутости, хотя его и много. Скорость же на всем диапазоне очень хороша.

Сдержанность, а не «аудиофильские мурашки»

Следующий альбом — Coralie Clement «Sallie Des Pas Perdus». От этого диска тоже можно ожидать экспрессивной подачи с акцентированным вокалом. Но на деле, опять же, при слышимых особенностях все получилось ровнее и нейтральнее ожидаемого. Объем сцены есть, вокал на месте, без преувеличения. Характер звучания динамичный и сдержанный по эмоциям, хотя акустика ничего не перекрашивает и не переиначивает.

Алмазный купол твитера (демо-образец)

По сцене — действительно, все получилось масштабно. Хотя это предсказуемо, да и понятно, что такие колонки не должны работать в небольшом помещении с уплотненной расстановкой. Здесь же только остается подчеркнуть, что звук и большой, и силовой одновременно, что, как ни странно, не противоречит рафинированной (иногда слишком) эмоциональной сладости записи. Наоборот, все неплохо уравновешивается.

Звук при своей мониторности не диктует ее однозначно — скорее, все со всем как-то договаривается и уживается. Но при этом упор здесь все-таки на честность и сдержанность, а не на «аудиофильские мурашки». Вторые планы прорисовываются нормально, но приоритет — за первыми планами, за основными тонами и за ритмом. Эмоции же создаются самой музыкой и поддерживающими ее динамикой и ровным тональным балансом. Ну, а для любителей баса — он здесь есть и в очень приличном количестве, но с подобающим контролем.

Спил корпуса басовой секции (демо-образец)

Дальше послушал сборник из старых моно-записей Charlie Parker featuring Miles Davis «The Best of the Dial Years». Подобные диски я часто беру в тесты, чтобы понять, а как же техника справляется с таким музыкальным материалом при всем его несовершенстве. Не окажется ли звук совсем потерянным на фоне других записей? Не оказался. Безусловно, моно, урезанный спектр и артефакты. Но масштаб и объем звука на выходе здорово исправляют положение, и в целом все слушается интересно и наполненно. А объем и «размер» звука так и вообще очень хороши. Впрочем, и акустика совсем не маленькая, ей положено создавать объем.

Так же неплохо «прослушался» альбом The Beatles «Revolver». Издание старое, звук у этого диска явно тихий — по крайней мере, в сравнении с более поздними переизданиями. На части систем этот вариант звучит как-то плосковато и вообще так себе. Но здесь энергии более чем хватает, ритм, наполненность и объем присутствуют, а с поправкой на общий масштаб, рисуемый акустикой, все весьма и весьма хорошо.

Еще один альбом — DJ Krush «Zen». Вот тут очень неплохо можно прочувствовать и бас, и динамику. Звук очень скоростной, но не суетливый. Напор есть, его много, но он не ощущается как некая тяжеловесная масса. Ну и подвижность, драматизм — на отличном уровне. Уже можно сделать вывод, что хорошая динамика по всему диапазону и атака — сильные стороны этой акустики. И что лично мне понравилось в сравнении — нет вульгарности, перебасовки или перегруженной, туговязкой нижней середины. И верха не кричат: играет резко, когда и записано резко. Но усталости от верхнечастотного диапазона я не заметил.

Силовой почерк

Немного тяжелой музыки — My Dying Bride «The Light at the End of the World». С кашей и грязноватой записью система справляется отлично, разборчивость существенно выше средней. Эмоционально все отыгрывается достаточно честно, прямолинейно и напористо. И даже с хорошим басом, которого здесь изначально не очень-то много.

Фазоинвертор у Bowers&Wilkins 800 D3 направлен в основание

На контрасте послушал диск Ludmila Berlinskaya «Reminiscenza». Не ярко, не броско, но переключение на фортепианную музыку происходит легко. Можно при желании послушать стилистику записи, а можно — саму музыку. В звуке все на своих местах, точно и строго.

Хотя в данном случае звучание фортепиано, на мой вкус, уже немного не стыкуется с почерком и характером акустики. То есть все правильно, честно, точно, но не так глубоко в деталях, как хотелось бы. На тонких, почти невесомых пассажах силовой почерк уже не слышится, как однозначное достоинство. Впрочем, эта запись сама по себе сделана достаточно консервативно и немного не так рельефно, как хотелось бы. И именно это свойство очень сильно заметно и слышно, хотя старое моно Паркера и Дэвиса система и акустика вытянули заметнее.

Исполнение «Mysterien Sonaten» авторства Henrich Ignaz Franz Biber получилось послушать и вдумчиво, и с удовольствием. По подаче тоже заметна уверенная строгость в звуке там, где можно было бы позволить и несколько более вольную интерпретацию, но зато все получилось очень пропорционально и уравновешенно. Ощущение воздуха — умеренное, обычно на этом диске его можно услышать больше. Динамика, опять же, отличная. А детальность я попробую охарактеризовать как немного «спрятанную»: есть акцент на основные тона, а к остальному нужно немного прислушаться и привыкнуть. Там все есть, просто не так явно и уж точно не выпячено — с расстановкой собственных приоритетов у акустики все однозначно и понятно.

Выводы

Тут все предельно ясно — квинтэссенция и многолетняя эволюция собственного понимания звука Bowers & Wilkins, доведенная до предела. Если честно, я не представляю, как эту акустику можно будет изменить или переделать в будущем. Или тут не нужно ничего трогать вообще, или это уже будет что-то другое. А идея в рамках самой себя видится совершенно цельной и завершенной.

Причем это все равно Bowers & Wilkins, которые точно так же, как и раньше, кому-то категорически не понравятся, а для кого-то станут любимой акустикой и стилем звука на долгие годы. Так что можно продолжать спорить и примерять все на свой вкус.