Многие склонны ассоциировать сабвуфер исключительно с домашним кинотеатром. На самом деле это не так, но начнем мы все же с кино, вернее — с первого и самого популярного цифрового многоканального формата Dolby Digital, который появился в 1992 году и который использовался при производстве порядка 20 тысяч фильмов. Именно там был задействован специализированный низкочастотный канал эффектов, который так удобно и логично было воспроизводить специально предназначенным для этого НЧ-динамиком в отдельном корпусе. Однако дома DD появился чуть позже, в 1996 году, вместе с форматом DVD. Дальнейшее — уже история…
Столь неочевидная подводка потребовалась мне для упоминания следующего факта — еще в 1990 году Ричард Эдмунд Лорд основал компанию, которая вот уже почти 30 лет не только производит исключительно сабвуферы, но и фактически является общепризнанным мировым лидером в этой области.
Спустя 15 лет после основания владельцем компании стал Джон Хантер, не только инженер и бизнесмен, но и заядлый меломан. Однако основная конструктивная идея сабвуферов REL была разработана еще в 90-х и заключается она в том, что сигнал для них снимается не с линейного выхода, а с высокоуровневого, то есть с выхода оконечного усилителя на акустические системы. Таким образом — на сабвуфер приходит сигнал, полностью идентичный колоночному, без задержек, фазовых сдвигов и тембральной разницы. При этом важно отметить, что REL использует фирменные фильтры для выделения НЧ-составляющей из полнодиапазонного сигнала и они по праву считаются самыми быстрыми в отрасли. Скорость — чуть ли не самая важная, но при этом и наиболее сложно реализуемая характеристика НЧ-регистра. При этом — использовать традиционные линейные входы/выходы тоже можно.
Многие ассоциируют сабвуферы в стереосистемах с каноническим трифоником, то есть парой полочных сателлитов и сабом. Однако REL рекомендует использовать свои модели и с полноразмерными колонками и вот почему. Общеизвестно, что важная часть качественного звучания стереосистемы — это правильная расстановка акустических систем в оптимальных местах. Однако помещение прослушивания чаще всего параллельно является и жилым, так что «акустика предполагает, а жена располагает». В итоге — страдает качество воспроизведения, причем в первую очередь именно баса. Сабвуфер же, во-первых обладает гораздо большей гибкостью в размещении, а во-вторых — гораздо большим функционалом в настройке, соответственно он грамотно решает эту проблему. Кроме того, благодаря сабвуферу, количество и качество низкочастотного регистра не только оптимально, но и не зависит от громкости, даже на тихом уровне оставаясь безупречным. Поскольку постоянно слушают музыку на «стадионном» уровне в лучшем случае единицы — это очень важный нюанс.
Сейчас в ассортименте компании — четыре «с небольшим» серии. Под небольшим подразумевается сабвуфер Tzero, действительно очень компактный (фактически кубик со стороной 20 см и массой около 7 кг), но при этом совершенно полноценный, вот ни разу не «игрушечный». Помимо него есть флагманская серия Reference, бескомпромиссно-аудиофильская S, бюджетно-аудиофильская универсальная T/i и специализированная кинотеатральная HT. Все они представлены в салонах Pult.ru, но мы сегодня поговорим буквально о паре позиций — средней модели в серии T/i и начальной модели в серии S.
В серии T/7i находится ровно посередине между «пятеркой» и «девяткой». Можно было бы предположить, что и по функционалу это нечто «среднее арифметическое», но это не так. Начнем с излучателей. В младшей и средней модели используется алюминиевая «восьмерка», но в младшей она имеет закрытое акустическое оформление, а в тестируемой нами нагружена на 10-дюймовый пассивный радиатор, также с диффузором из алюминия. Такой же радиатор стоит и в «девятке», но он служит акустическим оформлением для 10-дюймового НЧ-динамика. Усилители везде разной мощности, в данном случае — 200 Вт, традиционного класса АВ. Есть все три варианта проводного подключения, а также опциональный беспроводной с помощью фирменной технологии Arrow. Производителем «семерка» позиционируется как сабвуфер для относительно небольших помещений, в помощь любым полочным колонкам либо стройным напольным. Характер звучания, несмотря на бюджетную стоимость — типично «релевский», быстрый и в тоже время основательный, с большим количеством деталей и тем не менее нейтральным тональным балансом, что позволяет без проблем сочетать его практически с любыми колонками.
Новейшая Модель S/510 — птица совершенного другого полета. Несмотря, на то, что это младшая модель в серии — сама новая серия S непосредственно примыкает к флагманской. Тут используется 10-дюймовый басовик на литой корзине с алюминиевым диффузором, который с тыльной стороны частично армирован, частично демпфирован вставками из углеволокна. Он нагружен на 12-дюймовый пассивный радиатор с плоским диффузором. Усилитель мощностью 500 Вт изготовлен по технологии NextGen третьего поколения и работает в эффективном классе D.
Проводная коммутация — всех видов, включая балансный вариант низкочастотного канала эффектов и соответствующие выходы, потому что модели S-серии отныне можно объединять в массивы, благодаря которым кубатура помещения больше не является препятствием для создания хорошего звука, при желании можно озвучить хоть спортзал. Естественно, что модель с равным успехом подходит и для стереосистем и для домашнего кинотеатра, что же касается примерных «коллег» для совместной работы, то в принципе эти сабвуферы можно смело комбинировать с колонками стоимостью до нескольких сотен тысяч рублей, сочетаться они будут безупречно.Фирменное беспроводное подключение без компрессии также доступно.