В мире HI-FI усилителей и CD-проигрывателей что-то определённо происходит. Сперва анонс M2scd/M2si от Musical Fidelity, затем Cambridge Audio со своими AXC35/AXA35, а теперь и Rotel представил бюджетную пару — усилитель A11 и CD-проигрыватель CD11.
Может показаться, что разрабатывать традиционные устройства, когда воспроизведение становится всё более «виртуальным» это шаг назад. И всё же старый добрый CD-проигрыватель отказывается уходить на покой, готовый и дальше радовать огромным количеством музыки уже существующей в подходящем для него формате. Усилитель, напротив, может похвастаться кое-чем современным.
Оба устройства основаны на 14-й серии моделей компании. Сравнивая с другими моделями, усилитель находится ниже A14 и A12, но выше простенькой A10.
В основе каждого устройства впечатляющий набор компонентов в компактной форме согласно многолетнему «концепту сбалансированного дизайна» Rotel, который подразумевает весь процесс создания устройств: от подбора компонентов и формирования структуры подключения до определения наибольшей ценности устройства.
Rotel придерживается двух основных принципов — это хороший звук и отсутствие акцентирования на любом аспекте устройства, если он сказывается на общей производительности.
Рассмотрим подробнее интегральный усилитель А11. Заявленная мощность 50В на канал (суммарный коэффициент гармоник, 8Ω).
На задней панели четыре входа: CD, Tuner, Aux1 и Aux2. Отсутствуют отдельные линейные выходы для кассетного проигрывателя или цифрового магнитофона. Есть выход на предусилитель, на случай, если в дальнейшем возникнет желание повысить производительность.
A11 оснащён ММ-фонокорректором и Bluetooth для воспроизведения потоковой музыки с совместимых устройств. Именно последнее и является той самой современной особенностью, т.к. у потенциальных покупателей скорее всего есть большая коллекция музыки в цифре. Bluetooth поддерживает формат AAC и кодек aptX. За обработку сигнала отвечает ЦАП от Texas Instruments.
Для подключения колонок есть два выхода, которыми можно управлять с помощью кнопок на передней панели. Кроме того, A11 поддерживает внешнее дистанционное управление и протокол RS232 для интеграции в домашнюю аудиосистему.
Лицевая панель лаконичная и не перегруженная. Дополнительный функционал заложен в ПДУ: затухание дисплея и LED-панели, автоматическое отключение по расписанию, автоматическое включение при подключении устройств и установка фиксированного гейна на входы Aux1, Aux2 и Bluetooth.
По умолчанию A11 установлен в режиме игнорирования тоноконтроля. НЧ и ВЧ настраиваются независимо. Присутствуют два дополнительных фиксированных режима тона. Первый «Rotel Max» увеличивает НЧ, что по задумке должно помочь небольшим колонкам. Второй «Rotel Boost», который, со слов компании «улучшает качество воспроизведения и уникальным образом смешивает тоновые характеристики». Режимы проще всего воспринимать как управление громкостью, но не в лучшем исполнении.
CD11 — это привычный CD-проигрыватель с ЦАП PCM5102A от Burr-Brown на борту. Нет каких-либо цифровых входов и только два набора выходов — небалансный аналоговый и коаксиальный цифровой. На задней панели аналогично усилителю есть разъём Trigger Out и RS232. Как и у усилителя есть дополнительные параметры управления затуханием дисплея и LED-панели.
Оба устройства доступны в чёрном и серебряном цветах. Это первые Hi-Fi устройства с определённым значением теплоотдачи БТЕ/час. И на случай, если вам интересно это 40 у CD-проигрывателя и 479 у усилителя (4Ω, при 1/8 мощности).
«Баланс» лежит в основе Rotel и именно так хочется описать звук от CD11 и A11. Вне зависимости от музыкального жанра весь диапазон частот приятно равномерный.
ВЧ благозвучные, тёплые, под хорошим контролем и с достаточным количеством деталей, не перегружающих слух. Тарелки живые и мерно затухают на фоне ярко звучащей флейты и скрипки. Тандем CD11 и A11 отличается открытыми ВЧ с реалистичными очертаниями деталей.
Звуковое пространство между колонками заполнено профессионально. CD11 и A11 не прибегают к трюкам с глубиной перспективы или непомерным количеством динамики. Однако звук нельзя назвать плоским или сжатым. Устройства слаженно размещают все инструменты на свои места в пределах звуковой сцены так, что не составляет труда определить расположение и источники.
Фортепиано Филипа Ааберга в «Don't Stop Now» («Windham Hill Records: Piano Sampler II») находится идеально в центре и звучит настолько правдоподобно, что можно уловить ощущение удара молоточка по струне.
Бас у тандема плотный и напористый. Активация режима «Rotel Max» или «Rotel Boost» действительно добавляет немного дополнительного веса в НЧ, но в целом отрицательно сказывается на общем балансе.
При подключении А11 к системам покрупнее НЧ радуют динамическими ударами и детализацией. Нижняя граница баса отличается большим импактом, независимо от природы звука — акустический или электронный.
Перкуссия на заглавном треке альбома «The Stamping Ground» Runrig с огоньком, и она не давит на вокал а капелла Брюса Гатро, позволяя звучать ему натурально, громко и отчётливо, различая каждый вдох.
Впрочем, не всё так идеально. Бас-гитара Steely Dan в «Jack Of Speed» («Two Against Nature») излишне упругая и звучит глубоко, потеряв долю мелодичности. Этого эффекта не было при подключении по Bluetooth и виниловые входы, а значит виновник такого поведения CD11. Тем не менее, трек не звучал гулко или бесконтрольно, но иногда хотелось поменьше энергии.
Возвращаясь к А11 отметим, что Bluetooth подключился без каких-либо сложностей, а когда началось воспроизведение на дисплее усилителя отобразились частота дискретизации и тип передачи. Как и ожидалось, производительность несравнима с CD-проигрывателем, но различия не слишком большие. Несмотря на то, что A11 страдает от сжатой глубины и меньшего пространства, он все еще сохраняет динамику и ясность, которые помогают раскрыться небольшим колонкам.
Радует, что нижняя граница частот сохраняет значительную часть импакта и плотности. Зачастую это первое, что страдает от lossy-формата.
И вишенка — фонокорректор. Вот уж где усилитель смог себя показать, заполнив комнату профессиональным размещением инструментов.
Гремящие барабаны, чёткие и туго натянутые струны гитар, а также радостный вокал Кейси Масгрейвс в хите «Follow Your Arrow» («Same Trailer Different Park LP») звучат должным образом и находятся на своих местах. Приятно, что фонокорректор здесь не для красоты, и Rotel может по праву им гордиться.
Две родственные души от Rotel — CD-проигрыватель CD11 и усилитель A11 — беспристрастно создают приятный звук по вполне конкурентной цене. Кроме того, возможности усилителя и впечатляющая производительность по Bluetooth и при проигрывании винила означают, что он может стать основой для более крупной и весьма универсальной системы.