Эти колонки с первого взгляда подкупают настоящим скандинавским дизайном – предельно лаконичным и стильным. Кроме того, они представляют собой второе поколение успешной модели C97, относящейся к серии Concert. Название выбрано не просто так: при создании линейки разработчики поставили задачу получить минимальные искажения при концертных уровнях громкости. И, как мы убедились, она была решена на самом современном инженерном уровне.
Ассортимент Jamo чрезвычайно обширен: компания выпускает все виды акустических систем – хай-файную, «театральную», встраиваемую, а также сабвуферы, саундбары и семь моделей беспроводных систем самого разного калибра и назначения. Jamo – один из старейших европейских производителей, имеющий 50-летний опыт в области качественного воспроизведения. В настоящее время бренд входит в Klipsch Group – мощный концерн, способный инвестировать в разработку новых материалов и технологий. Кроме того, принадлежность к международному синдикату позволяет сократить транспортные, лицензионные и прочие косвенные расходы и тем самым поддерживать в своих изделиях привлекательное соотношение цены и качества.
- Колонки выглядят необычно, спереди кажутся чуть больше, чем они есть на самом деле, а кроме того, массивный передний щит лучше гасит вибрации драйверов.
Напольные трёхполосные системы Jamo C97 II – старшие в «концертной» линейке Concert 9 Series II. Внешний облик моделей второго поколения выполнен в соответствии с фирменной концепцией Acoustic Furniture, которую разработал главный дизайнер Кьерон Дунк (Kieron Dunk). Сразу же обращаешь внимание на необычную лицевую панель из MDF с матовым покрытием, которая имеет обтекаемую форму и в средней части выступает за габариты классического прямоугольного корпуса. Таким решением убивают двух зайцев – колонки спереди кажутся чуть больше, чем они есть на самом деле, а кроме того, массивный передний щит лучше гасит вибрации драйверов.
А таких драйверов в этой системе три: два озвучивают басовый диапазон, а ещё один – среднечастотный. Все они имеют 6-дюймовые диффузоры из фирменного композита Hard Composition Conical Cone (HCCC), которые, как указывает производитель, «сочетают жёсткость алюминия или титана с мягкостью и деликатностью древесного волокна». Внешне этот материал напоминает тонкую ткань, армированную крупноячеистой сеточкой. Такие диффузоры, сочетающие жёсткость и малую массу, способны работать в поршневом режиме, т. е. с малыми искажениями, во всём своём рабочем диапазоне. Эластичные подвесы LDS (Long Displacement Surround), как следует из названия, рассчитаны на большие смещения подвижной системы. Во избежание турбулентных призвуков фазоинвертор имеет весьма внушительный диаметр, выполнен из вибростойкого полимера и развязан от корпуса через вязкий изолирующий материал. Нижняя заявленная рабочая частота Jamo C97 II – 32 Гц, что очень неплохо для такого объёма корпуса.
- Как видите, создатели Jamo C97 II действительно постарались, чтобы эта модель безоговорочно подтвердила свою принадлежность к серии Concert.
В центре всех трёх драйверов закреплены массивные «пули», выточенные из алюминия. Назначение их двояко: через них отводится тепло от звуковой катушки (снижаются тепловые искажения) и выравнивается фазовая характеристика излучения. Это значит, что на большой громкости не должно быть компрессии сигнала, а на частотной характеристике – локальных выбросов.
Дюймовый твитер с шёлковым куполом установлен внутри фирменного волновода ADW (Anti-Diffraction Wave Guide), который спроектирован таким хитрым образом, что при расширенной горизонтальной диаграмме направленности ослабляется взаимодействие между СЧ и ВЧ полосами. Чтобы вибрации, возникающие при колебаниях трёх солидных диффузоров, не влияли на работу твитера, последний крепится на лицевой панели через прокладку из эластичного полимера. Это фирменное решение получило название Tweeter Distortion Reduction (TDR). И, наконец, в схеме разделительных фильтров имеется цепь электронной защиты твитера от перегрузки.
Как видите, создатели Jamo C97 II действительно постарались, чтобы эта модель безоговорочно подтвердила свою принадлежность к серии Concert. При желании поддать жару можно организовать и bi-amping – четыре входных клеммы позволят раздельно усиливать частотные полосы.
Колонки выпускаются в чёрном матовом цвете, в отделке «белёный дуб», а скоро будет доступен и чисто белый вариант. Грили, обтянутые грубой «твидовой» тканью, крепятся на магнитах. В основании корпуса – металлическая крестовина с шипами.
При том, что создатели Jamo C97 II приняли такие меры для получения концертного звучания, динамические качества этой модели – не единственное, на что обращаешь внимание. К динамике мы ещё вернёмся, я же отмечу то, что всегда привлекает слушателей в Hi-Fi салонах и на выставках – лёгкость и прозрачность воспроизведения. Я бы даже сказал – душевность. Сказывается быстрый отклик лёгких диффузоров, малые искажения, мягкий тональный баланс с бархатной нижней серединой и комфортным верхом, типичном для шёлковых твитеров. Выкручиваю на максимум регуляторы тембра в предусилителе, и заметной перегрузки в колонках не возникает. Но это просто в порядке эксперимента — Jamo C97 II в коррекции вообще не нуждаются.
- Сказывается быстрый отклик лёгких диффузоров, малые искажения, мягкий тональный баланс с бархатной нижней серединой и комфортным верхом, типичном для шёлковых твитеров.
Натурально передаётся атака: будь то удар по барабану или щипок струны, всё получается очень аккуратно и по-аудиофильски точно. На слух эта точность оценивается по скорости нарастания громкости и количеству сопутствующих нюансов – ощущению металла в гитарной струне, обилию гармонических колебаний и высокому тембральному разрешению, когда инструменты даже в близких частотных диапазонах прекрасно разделяются на слух. И как результат – комфортное, не утомительное звучания на сложных музыкальных жанрах.
Построение пространства будет зависеть от расстояния между колонками. Чем они дальше друг от друга, тем шире сцена, причём без пустоты в центре. При соответствующей громкости зона стереоэффекта у Jamo C97 II достаточно широкая, чтобы перекрыть комнату значительной площади. Твитеры и среднечастотники дают чёткую локализацию мнимых источников, в т. ч. и по глубине сцены. При желании получить более эффектную перспективу в третье измерение, поставьте колонки на расстоянии 2,5 – 3 метра и чуть разверните их к центру. Если сесть в точке пересечения акустических осей, часть инструментов можно будет услышать далеко за передней линией.
- Если сесть в точке пересечения акустических осей, часть инструментов можно будет услышать далеко за передней линией.
Нижний регистр скорострельный, с плотным заполнением и без неприятных артефактов – гулкости или невнятного бубнения. На громком роке или басовитой электронике из порта дует по-настоящему, так что близко к стене колонки лучше не ставить. Но ни шорохов, ни «дыхания» портов не слышно – при таком их диаметре и форме выходного отверстия их и быть не должно.
Общую динамику можно было оценить по способности воспроизводить резкие удары и оркестровые tutti – свободно, без каких-либо ограничений. Все динамики при этом работают совершенно синхронно, создавая очень приличное звуковое давление. При том, что на предельную громкость мы акустику не выводили, чтобы не парализовать работу офиса. Да и вообще, Jamo C97 II – колонки, оценивать которые совсем несложно: нажимаешь PLAY и буквально через несколько минут внимание само по себе переключается на музыку. А это очень показательный маркер.
СИСТЕМА