Ламповый усилитель в эпоху 5G и 8K? Оксюморон, скажет «подкованный» читатель и будет прав, но лишь отчасти...
«Теплый ламповый звук» стал мемом вовсе не в силу своей никчемности или бессмысленности, но лишь потому, что он олицетворяет собой целую эпоху той самой, настоящей музыки, которой с каждым годом становится все меньше и которую можно попытаться вернуть настоящей же техникой для ее воспроизведения.
Было бы ошибкой считать, что лампа в той или иной ситуации лучше или хуже транзистора. На самом деле это просто иной, изначальный и можно сказать параллельный путь развития звукоусилительной техники. И если уж на то пошло — путь значительно более длинный в хронологическом плане и значительно более изученный. Даже если брать в расчет некую эфемерную сумму знаний по ламповой схемотехнике, то про такие усилители мы знаем ВСЁ. А транзисторный конструктив, даже с позиции элементной базы, продолжает развиваться и по сей день, причем это развитие по большому счету носит не какой-то поступательный, эволюционный характер, но скорее банально количественный. Вариантов становится больше, они становятся изощренней, итог примерно один — очередной киловаттный сварочный аппарат. Гонка за мощность вообще стала отличительной чертой современной транзисторной техники, по одной простой причине — там больше решительно нечего сопоставлять. Цифры искажений и шумов давно уже рухнули в пропасть и столь же давно перестали иметь хоть какое-то отношение к качеству звучания. Но вернемся же к нашим баранам, то есть лампам.
Первым в мире усилительным электровакуумным устройством стал аудион — триод, разработанный американским изобретателем Ли де Форестом аж в 1906 году. Один такой элемент может усиливать весь сигнал, следовательно, такой усилитель называется однотактным. И это важно именно с позиции качества звука, потому что в двухтактном аппарате, коими являются абсолютное большинство транзисторных усилителей, неизбежен эффект отсечки, когда один элемент заканчивает работу со своей полуволной сигнала и передает эстафету другому. Второй, не менее важный момент — режим класса А, то есть постоянная работа усилительного элемента с максимальным потреблением, когда его ток покоя должен превышать ток, отдаваемый в нагрузку. Звучит заумно, по факту же означает минимально возможные искажения и минимальный же КПД, в экстремальных случаях — порядка 10%. Однотактный усилитель в режиме класса А — это очевидный апогей качества звукотехники, как по своей простоте реализации (на самом деле кажущейся), так и с позиции качества звучания.
Музыкальность — вот чуть ли не единственная и самая главная причина существования ламповой аудитехники, все остальные (массо-габаритные характеристики, энергопотребление, обслуживание и т. д.) - неизбежные следствия. На месте триодов могут быть тетроды или пентоды, усилитель может быть двухтактным или функционировать в режиме класса AB, но ламповой природы у него не отнять. Скажу больше — даже если реализовать однотактный усилитель класса А на транзисторах, что в принципе возможно — вы все равно получите в первую очередь транзисторный аппарат. Вот такая простая ламповая магия!
Чего же не хватает ламповым аппаратам? Скажу честно, им самим — в принципе хватает всего. Вопрос совместимости, почти как у людей. Певучесть лампы можно напрочь убить слишком безжизненным и аналитичным источником, даже если с формальной точки зрения он будет воспроизводить всю записанную на носитель информацию. Лампа весьма специфично «дружит» с акустическими системами, но тут уже должен возобладать здравый смысл. Если вас начинают убеждать, что лампа подружится с многополосными напольными монстрами, где уже разделительный фильтр являет собой образец реактивной нагрузки, а импеданс проседает до единиц, если не долей Ома — не верьте этому человеку. Лампа любит легкую нагрузку и с радостью отдает в нее все свои гармоники.
В конце концов с лампами как с винилом, можно оперировать объективными фактами аналоговой природы записи, можно субъективными эмоциями качества звучания, а можно просто честно признаться себе, что вам нравится покупать, слушать и даже просто держать в руках большие черные пластинки и бумажные конверты. Кинестетика, ничего ты с ней не поделаешь. Лампа — это как живой организм, одновременно предельно простой и недостижимо сложный. Транзистор — инструмент, точный, надежный, безотказный, но безразлично холодный.